Согласно Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», который вступил в силу в 2014 году, используемая ранее Аттестация Рабочих Мест (АРМ) была заменена такой процедурой, как Специальная Оценка Условий Труда (СОУТ). Этот процесс имеет целый ряд существенных отличий от аттестации, и кроме того, в него включены совершенно новые понятия, подробно описанные в упомянутом выше законе. Именно они должны сегодня использоваться при проведении специальной оценки условий труда, которая дает возможность выявить вредные и опасные факторы для сотрудников промышленных предприятий и иных компаний, а также оценить качество организации надлежащих условий для выполнения тех или иных должностных обязанностей.
1 |
Изменения в СОУТ |
5 |
Подача отчета в гос. Органы |
9 |
Ответственность за не проведение СОУТ |
2 |
Подготовка к СОУТ |
6 |
Ознакомление с результатами |
10 |
Классификация условий труда |
3 |
Выбор экспертов |
7 |
Куда записать издержки на СОУТ |
11 |
Практическое применение результатов |
4 |
Составление отчета |
8 |
Внеплановая специальная оценка условий труда |
12 |
Полезные материалы |
Напоминаем, что в 2018 г. заканчивается срок действия всех сертификатов, полученных по результатам проведения аттестации рабочих мест (АРМ) и выданных сроком на 5 лет, так как в 2014 г. на законодательном уровне была утверждена новая процедура – специальная оценка условий труда (СОУТ).
С 1 мая 2016 года вступил в силу Закон 136-ФЗ, согласно которому в установленный ранее порядок проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) вносится ряд изменений. К самым основным из них можно отнести:
Все изменения, вносимые в порядок организации и проведения процедуры специальной оценки условий труда, по мнению экспертов, должны значительно повысить ее качество, объективность и точность результатов
Помимо всего прочего, Закон 426-ФЗ определяет конкретную схему проведения специальной оценки условий труда. Каждое предприятие, которое намеревается получить соответствующий сертификат, должно в обязательном порядке пройти подготовительный этап, который включает в себя описанные ниже процедуры:
Как уже упоминалось выше, процедура специальной оценки условий труда (СОУТ) осуществляется не только комиссией, созданной на предприятии, но и независимыми оценщиками. Их выбор имеет очень важное значение, поэтому рекомендуем подойти к нему максимально ответственно. Основными требованиями, которые предъявляются к организациям, имеющим право производить СОУТ, являются:
После выбора исполнителя с ним заключается договор, который составляется в свободной форме. Основные требования законодательства к данному документу – это необходимость четко прописывать права и обязанности договаривающихся сторон, а также стоимость всех предоставляемых услуг и ответственность за их некачественное выполнение или несоблюдение каких-либо пунктов договора.
Основным документом, который будет служить подтверждением проведения специальной оценки условий труда, а также предоставлять сведения о ее результатах, является отчет, который составляется независимым оценщиком. Его форма также определяется приказом Министерства труда 33н, поэтому важно соблюдать все требования, упомянутые в нем. В частности, документ должен содержать в себе следующие данные:
Дополнительно к отчету предлагается документ, который представляет собой перечень мероприятий, рекомендованных для улучшения условий труда. К нему никаких специальных требований не предъявляется, поэтому он составляется в свободной форме.
Одной из особенностей процедуры СОУТ является отсутствие необходимости для проверяемого предприятия осуществлять передачу отчета в Государственную инспекцию по труду самостоятельно. Эта задача теперь возлагается на независимых оценщиков.
Они же несут ответственность за своевременное улаживание бюрократических формальностей. К примеру, если проверка на предприятии была проведена, но отчет подан с опозданием, штрафными санкциями облагается оценщик, а не его работодатель.
Закон 426-ФЗ устанавливает срок в 30 календарных дней для того, чтобы руководитель предприятия довел до работников результаты специальной оценки условий труда. Причем в эти временные рамки не входят выходные дни, внеочередной или плановый отпуск, отдых сотрудника между сменами, поездки в командировку или пребывание на больничном. Зачем необходимо сообщать о полученных результатах персоналу?
Все дело в том, что выполнение работ, так или иначе связанных с опасными или вредными условиями труда, дают сотрудникам законное право на следующие преференции:
На сегодняшний день оклад может быть повышен не менее, чем на четыре процента. Для предоставления сотрудникам информации о результатах проверки используется такой документ, как ознакомительный лист, составляемый в свободной форме, но содержащий исключительно достоверную информацию.
Еще одна особенность специальной оценки условий труда заключается в том, что в некоторых случаях требуется подавать декларацию в Государственную инспекцию, расположенную в вашем регионе или населенном пункте. Она может быть вручена лично представителю данного органа, либо отправлена по почте. Существует также возможность передачи документа посредством интернета, однако в этой ситуации его следует заверить электронной подписью, которая сегодня имеется далеко не у всех компаний.
Обязательным условием для подачи декларации СОУТ является отсутствие не предприятии потенциально опасных и вредных рабочих мест, что подтверждается соответствующим экспертным заключением. Сроки, отведенные законодательством на эту процедуру, составляют 30 дней с момента завершения СОУТ. Действует документ в течение 5 лет и может быть продлен на такое же время в том случае, если на производстве не будет выявлено травм, связанных с технологическим процессом или профессиональных заболеваний. В противном случае нужно снова проводить оценку и подавать новую декларацию.
В качестве лирического отступления скажем о том, что практически на каждом отечественном предприятии можно без особого труда выявить массу факторов риска для работников. Поэтому пока положения о подаче декларации в инспекцию труда остаются лишь нормативным актом, который вряд ли будет применен на практике.
Как и старые положения об аттестации, закон о проведении специальной оценки условий труда определяет, что средства, затраченные на эту процедуру, можно отнести на страховые взносы за травматизм. Вернее – не более двадцати процентов от использованной суммы. Для этого потребуется выполнить несколько следующих действий:
Кроме того, в документах обязательно должно быть указано количество рабочих мест, подвергшихся проверке и стоимость услуг оценщика по каждому из них.
В некоторых случаях возникает необходимость в проведении такой процедуры, как внеплановая специальная оценка условий труда. Закон 426-ФЗ относит к ним следующие ситуации:
Процедура проведения внеплановой специальной оценки условий труда ничем не отличается от обычной, поэтому описывать ее не имеет смысла. Сообщим лишь, что она должна быть осуществлена не позже, чем через полгода после вышеупомянутых событий.
Как уже упоминалось выше, для всех работодателей оценка условий труда является обязательной процедурой. Поэтому игнорирование требований по ее проведению могут привести к следующей административной ответственности:
Говоря об ответственности, следует упомянуть, что до 1 января 2015 года не проведение СОУТ считалось лишь нарушением трудового законодательства и наказывалось соответствующе. При этом суммы штрафов были значительно меньшими. С указанной даты существует ответственность именно за игнорирование требований к специальной оценке, условий труда.
В процессе проведения специальной оценки условий труда все опасные и вредные факторы разделяются на следующие классы:
Кроме того, существуют подклассы каждой из степеней опасности, которые более подробно описывают уровень отрицательного воздействия.
Ознакомление работников с результатами СОУТ, как упоминалось выше, дает им право требовать для себя либо сокращения рабочего времени, либо увеличения оклада. Также специальная оценка условий труда может быть использована в следующих целях:
Также результаты оценки независимыми организациями используются для того, чтобы максимально точно рассчитать дополнительные тарифы, на основании которых уплачиваются взносы в Пенсионный фонд РФ.
© 2019 Орган по сертификации Вин стандарт. Все права защищены